Выступление компании «Камнеклад» на конференции «Рынок тротуарной плитки России 2015»

Оптимизация расходов на укладку тротуарной плитки при достижении заданного уровня качества.
Практика мощения в России

Постановка задачи оптимизации

Пусть критерием оптимизации является отношение стоимости мощения под ключ к сроку службы этого мощения (стоимость владения покрытием в год). Условиями задачи мы ограничим минимальный срок эксплуатации покрытия – 10 лет, при меньших сроках службы мы считаем качество работ и (или) используемых материалов неприемлемыми. Такие работы носят скорее характер быстрой наживы, имеют коррупционную составляющую и не нацелены на долгосрочный результат.

В результате решения задачи оптимизации мы должны найти такие материалы и технологию мощения, которые будут обеспечивать минимальную стоимость покрытия тротуарной плиткой за единицу времени (год).

Технология укладки ТП

Рассмотрим технологию укладки тротуарной плитки в общем виде. Она состоит из следующих этапов:

1) Выемка грунта

После разметки участка под укладку снимается верхний слой грунта на глубину 300 мм и более от расчетного уровня плитки, для устройства основания. Глубина выборки грунта зависит в большей степени от типа грунта и в меньшей от планируемых нагрузок на покрытие. Для пучинистых грунтов она может быть больше, чтобы промерзающий грунт при деформировании не искажал геометрии готового покрытия. Слишком мягкие или неравномерные грунты требуют прокладки геотекстилем.

Возможно применение жёсткого бетонного основания, которое частично заменит «пирог» из щебня и песка.

2) Установка бордюров и водостоков

Каркас тротуарного покрытия в виде бордюров и водостоки поверхностного и подземного залегания устанавливается ДО начала укладки брусчатки. Стыки бордюров между собой – это тот момент, по которому сразу видно профессионализм укладчика. Эстетика достигается корректным запилом бордюров перед установкой (Например, при повороте на 90’ запиливаются оба бордюра под 45’) и (как следствие) отсутствием больших швов в каркасе (более 5 мм). Категорически недопустимо замазывание швов раствором.

Бордюры устанавливаются в соответствии с требованиями ГОСТа (обязательный бетонный замок).

Система водоотвода имеет две разновидности: поверхностного и подземного залегания. Система подземного залегания состоит из дождеприемных колодцев, которые располагаются под водостоками здания или/и в точках скопления воды на поверхности и системы труб, соединяющих дождеприёмные колодцы с ливневой канализацией. Система поверхностного водоотвода чаще всего образована открытыми лотками на поверхности или желобами, имеющими накрывную решетку. Реже используются щелевые водосточные желоба. Щель по всей длине желоба заменяет накрывную решетку и имеет аналогичную функцию сбора воды с поверхности. Система водоотведения монтируется аналогично установке бордюров с использованием бетонного раствора и должна учитывать фактор межсезонного замерзания воды в ней (при необходимости иметь нагревающий кабель).

3) Подготовка основания

Основание под тротуарную плитку (т.н. «пирог») в случае укладки на грунт состоит из следующих слоев:
- Нижний слой – утрамбованный щебень (5–40 мм) толщиной 100-300 мм.
- Промежуточный слой – утрамбованный крупный песок или отсев толщиной 50-150 мм.
- Верхний слой – НЕ утрамбованный песок или ЦПС (цементно-песчаная смесь) толщиной 30-70 мм.

Материалы выкладываются с послойным уплотнением (толщина слоя для уплотнения определяется мощностью виброплиты или грунтового катка). Верхний слой песка без трамбовки выравнивается правИлом. В итоге слой песка должен быть на 5 мм выше желаемой высоты покрытия перед уплотнением тротуарной плитки виброплитой или резиновым молотком.

В некоторых случаях требуется укладка плитки на бетонное основание. В этом случае используется только два верхних песчаных слоя.

Важнейшая характеристика основания – обеспечение дренажа воды, не допускается применение материалов препятствующих нормальному дренажу (неперфорированное бетонное основание, полиэтиленовые пленки и пр). Для отвода воды с поверхности плитки должен иметься достаточный поперечный или продольный уклон 1–2%.

4) Укладка тротуарной плитки

Укладывая тротуарную плитку, нужно следить за тем, чтобы основание было максимально ровное и плотное. Уложив плитку, следует прижать ее к поверхности основания руками и, если она не «ходит», слегка подбить резиновой киянкой. На заключительном этапе поверхность мощеного покрытия уплотнить при помощи виброплиты до устойчивого состояния.

При формировании закруглений небольшие изгибы выполняются посредством увеличения зазоров на внешней стороне, т.е. «вытягивания». При этом необходимо следить за тем, чтобы ширина зазоров была минимальна и не превышала 5 мм.

Некоторая часть плитки пойдет в отходы при подрезке. Количество таких отходов зависит не только от формы и размера площадки мощения, но и от рисунка укладки (например, при диагональной укладке отходов больше, чем при параллельной) и профессионализма укладчика. Таким образом, количество плитки рассчитывается с запасом, с допуском на подрезку, повороты и углы. Просчитать количество запаса плитки на подрезку можно следующим способом: при диагональной укладке – длину периметра мощения делим на длину меньшей стороны плитки, при прямоугольных рисунках - половину периметра делим на длину меньшей стороны плитки. Получаем количество плиток на подрезку в штуках.

После того, как плитка уложена, её трамбуют виброплитой с резиновым ковриком. После трамбовки готовый участок просыпают песком естественной влажности и прометют щёткой с жёстким ворсом. Песок, засыпаемый на поверхность и в стыки, должен быть чистым и не содержать солей и органических материалов, которые могут вызвать появление высолов и растений. Мы используем пакетированный сухой песок для просыпки швов. При премиальном подходе используем смесь песка с бесцветным клеевым составом, который предотвращает вымывание песка из швов при сохранении водопроницаемости.

Нюансы укладки:

Категорически не допускается попадание пескоцементной смеси на фактурный слой тротуарной плитки, клинкера и гранита. Даже если ее удается отделить или смыть, на фактуре образовываются несмываемые пятна.

Категорически не допускается просыпание швов пескоцементной смесью.

При подрезке плитки необходимо обязательно: снимать фаску (как на остальных гранях плитки), обеспечивать кулачки или их заменители в виде прокладки или зазора для последующей просыпки (иначе будет скол фактуры в месте контакта плитки с бордюром или соседней плиткой).

Для защиты плитки во время укладки в местах движения строительной техники желательно покрывать плитку деревянными или фанерными щитами.

Для предотвращения вымывания основания в месте выхода водостоков на тротуарную поверхность требуется установка водосточных лотков или дождеприёмных колодцев.

Оптимизация базовой технологии укладки

в зависимости от эксплуатационных нагрузок покрытия и материала мощения:

Для пешеходных нагрузок

Для мощения, предназначенного только для движения пешеходов нецелесообразно делать подготовку с армированным бетоном. Даже на плохих грунтах достаточно обойтись «пирогом» из щебня и песка. Хотя и щебень здесь будет лишним ввиду его функциональной нагрузки. Поэтому из нашего опыта мы рекомендуем использовать геотекстиль, крупный песок и плитку. Чем хуже грунты, тем больше слой песка: от 200 до 500 мм. Основная задача – это обеспечить качественное трамбование песчаной подушки при подготовке основания. Для этого трамбовку осуществляют с проливанием водой. Можно также выполнить подготовку и оставить её на зиму для естественного уплотнения.

Здесь основным фактором экономии при сохранении качества является замена дорогих материалов «пирога» более дешёвыми с небольшим упрощением работы. Стоимость кубометра песка в 4-5 раз ниже стоимость куба щебня и в 10-15 раз ниже стоимости куба цементно-песчаной смеси М150.

Итоговая стоимость материалов на подготовку основания падает более чем в 3 раза при прочих равных условиях (разница между основанием из геотекстиля и песка и пирогом геотекстиль, щебень, песок, ЦПС).

Данная технология отлично подходит для укладки любого вида тротуарной плитки и брусчатки из бетона, клинкера, гранита.

Для проезда автотранспорта

При проезде легкового транспорта (например, двор частного дома) вполне можно обойтись подготовкой основания из щебня с песком или гравия и слоем песка. Нивелируя качество грунтов толщиной основания. Хотя по практике работы по укладке тротуарной плитки в Москве и Московской области 90-95% клиентов настаивают на залитии армированного бетонного основания на своих участках. Подготовка из бетона может быть обоснована только в местах постоянного проезда тяжёлой техники (например, посадочно-высадочная зона автобусов перед гостиницей).

Пирог с применением бетона делается так: слой щебня, слой армированного бетона, слой песка или ЦПС, на который укладывается брусчатка. В случае с тяжёлым транспортом обычно применяется тротуарная плитка типа «кирпичик» серого цвета, поэтому применение в этом случае ЦПС допустимо и помогает предотвратить образование коллейности от тяжёлого транспорта.

Укладка клинкерной брусчатки

Клинкерная брусчатка пользуется большой популярностью в Европе и пока только набирает популярность в России. В моей практике не было государственных заказов на укладку клинкера, только частные лица и коммерческие организации. Отсюда следует, что почти со 100% вероятностью эксплуатация клинкерной брусчатки сопровождается пешеходными нагрузками или нагрузками легкового транспорта. Поэтому здесь мы используем все способы оптимизации стоимости укладки, как для пешеходных нагрузок.

Основной момент, на который хочется обратить внимание при работе с клинкером в частности – это категорически противопоказано использование ЦПС для просыпки и основания, т.к. смыть идеально до первоначального состояния её будет невозможно. Также хочу предостеречь от просыпания швов смесями песка с суриком и т.п. мелкодисперсными красителями. Они также не отмываются от клинкера, который имеет пористость поверхности.

Главная ошибка, связанная только с укладкой клинкерной брусчаткой, это желание заказчика уложить её на клей на бетонное основание, а потом затереть затиркой как кафельную плитку. Это крайне бестолково и очень дорого.

Дорого это по нескольким причинам:
- нужно идеально залить бетонное основание;
- брусчатка имеет отклонения по геометрии, поэтому нужно подгонять чистовую поверхность за счёт слоя клея – это кропотливо и сложно;
- 1 кафельная плитка 300х300 – это 4,5 плитки 100х200;
- затереть швы глубиной 5-8 мм и 40-50 мм тоже совсем не одно и тоже, кроме того их на 1 м2 значительно больше, чем на кафеле;
- обычную затирку для кафеля не отмыть из пор клинкерной брусчатки, специализированная стоит в разы дороже.

Вывод: 1) стоить такая укладка будет в 3-5 раз дороже обычной укладки клинкерной брусчатки; 2) мы не берёмся за такую работу.

Причём большую часть заказчиков этому научили менеджеры по продажам клинкера, которые ничего не понимают в укладке. Отсюда 3-ий вывод: обучайте менеджеров по продажам правильным вещам!

Ещё один момент из практики, который хочется отметить про клинкер. Мы клали на разных объектах один и тот же клинкер известной немецкой компании. Заказчики покупали брусчатку примерно по 70 евро за 1 м2. Я не в курсе, где они её брали. На одном объекте была брусчатка с хорошей геометрией, а на другом – с плохой. Вывод: не весь немецкий клинкер хороший, даже если он дорогой и известного бренда.

Укладка гранита (плитки и брусчатки)

В последние годы в Москве активно стали использовать гранит для городского благоустройства. Прошлым летом делали много пешеходных дорог вдоль крупных магистралей и благоустраивали парки. Этой зимой ремонтировали подземные пешеходные переходы.

Способ подготовки основания зависит от планируемых эксплуатационных нагрузок на покрытие. Использование ЦПС при укладке цветного гранита категорически запрещено! С гранита невозможно смыть цемент, особенно если он не серый.

Основная трудность работы с гранитной плиткой связана с её геометрией. Согласно ГОСТу, полнопиленная брусчатка имеет допуски до 2 мм в каждую сторону и до 3 мм в высоту. Рекомендовано укладывать такую брусчатку без расшивки. При этом получается, что где-то плитки плотно лежат, а где-то с зазорами – это нормально. После просыпки швов песком это становится незаметно и камни сливаются в единую поверхность. При укладке городских объектов часто приходится класть пиленую брусчатку с расшивкой, чтобы подчеркнуть её фактуру и скрыть геометрические недостатки.

Часто кладут гранитную брусчатку с колотым периметром и расшивкой 10 мм. Швы в такой брусчатке удобнее заполнять либо смесью песка с закрепляющим составом, либо специальными затирками. Они обычно состоят из 2-3 компонентов и в готовом виде имеют текстуру сметаны. Смеси могут быть разных цветов и стоят значительно дороже, чем песок.

Еще одним способом сэкономить на укладке гранитной плитки является использование типовых размеров материалов. Выбирать слишком большие плиты не стоит, т.к. они будут тяжёлые и их легче расколоть при точечной ударной нагрузке. Я рекомендую использовать размеры 100х100, 100х200, 200х200, 300х300 и допускаю 400х400. Толщины 50 мм достаточно для пешеходных нагрузок и редких заездов лёгкого автотранспорта. Для транспортных нагрузок подойдёт толщина 50-100 мм.

Использование отечественного сырья также позволяет способ снизить расходы при работе с гранитом. При текущих курсах валют разница между российской продукцией из гранита и её аналога из Китая или Индии отличается в некоторых случаях в два раза в пользу отечественной продукции. Наименьшей стоимостью в Москве будут отличаться Уральские граниты: Мансуровский, Камбулатовский, Сильвер, Султаевский. Чуть дороже будут граниты Карелии: Возрождение, Дымовский, Габбро, Амфиболит.

Хочется донести мысль до лиц, формирующих гос.заказы: ограничение исполнителей в ТЗ гос. заказа продукцией импортных, в т.ч. Украинских месторождений является нецелесообразным. Это ведёт к перерасходу бюджета. Исполнитель может без особых проблем заменить импортный камень более дешёвым отечественным аналогом, и даже специалист не заметит подобной подмены.

Укладка бетонной плитки и брусчатки

Укладка бетонной тротуарной плитки самый массовый способ мощения территории. Связано это с низкой ценой плитки и высокой скоростью укладки по сравнению с другими материалами. На сегодня на рынке Москвы появилось значительное разнообразие этого материала по форме и размеру. Самым популярным вариантом для гос. заказов до сих пор является серый кирпичик - меня, как жителя города, это огорчает. Часто, бывая в южных регионах нашей страны, я вижу преимущественно красивое мощение тротуарной плиткой разными рисунками из ярких цветов. Надеюсь, что и в столичном регионе посредственную серость на улицах заменят на более жизнерадостную расцветку. Тем более, что в московском регионе есть производство подходящей плитки.

Касательно решения задачи оптимизации расходов на укладку бетонной плитки основным камнем преткновения становится вопрос качества плитки. Несколько лет назад основную долю рынка занимала вибролитая продукция. Она до сих пор присутствует. Хочу предостеречь от использования такой плитки для укладки. К сожалению более-менее качественной продукции по этой технологии на рынке крайне мало. Выглядит такая плитка более гладкой по сравнению с вибропрессованной продукцией, подкупая своим внешним видом. Из-за щелочной среды бетона начинают портиться полимерные формы и геометрия вибролитья.

Вибропрессованная плитка лишена этого недостатка. Выбирая вибропресс, не стоит делать акцент только на цене. Хороший продукт не может стоить дёшево. О качестве тротуарной плитки лучше меня расскажут те, кто её производит и сертифицирует. В рамках решения задачи оптимизации рекомендую потратить больше денег на покупку более качественной плитки (бетонной, гранитной, клинкерной) с хорошей геометрией вместо того, чтобы заливать армированные бетонные основания или укладывать плитку на ЦПС. К сожалению, заказчики не на том пытаются экономить.

Из практики: мы не раз меняли качественную вибролитую плитку, которая пролежала больше 15 лет и всё ещё находилась в удовлетворительном состоянии. А вибропресс, который положили в горном кластере олимпийского Сочи уже меняют, потому что он выкрошился. Лежал он от силы 3 года. Толщина 100 мм. Нагрузка пешеходная… Не на том сэкономили 100-200 р/м2 при строительстве.

Основной момент, который необходимо знать и понимать при работе с бетонной брусчаткой – это то, что бетон даёт высолы (белёсые разводы) на своей поверхности в первые год-два эксплуатации. Их же даёт ЦПС и бетонное основание. Это ещё один аргумент за их отсутствие при укладке. Зато вибропресс с окрашенным верхним слоем из гранитной крошки подвержен этому явлению в меньшей степени.

Решение задачи задачи оптимизации

Задача оптимизации расходов при укладке тротуарной плитки точно может быть решена только применительно к конкретному объекту, т.к. существует слишком много факторов, от которых зависит конечная цена за м2 мощения. К таким факторам относится: условия эксплуатации покрытия, удалённость объекта от снабжающих материалами заводов, объём мощения, коэффициент бортового ограждения (0,4…2,5), материал засыпки швов, материал мощения.

Для решения задачи в общем виде были приняты следующие условия:
- бетонная брусчатка: кирпичик, серая, качественный вибропресс, срок эксплуатации - 10 лет, средняя стоимость укладки по М и МО.
- клинкерная брусчатка: среднее по цене предложение на рынке в 60 евро немецкого производства, срок эксплуатации - 30 лет, средняя стоимость укладки по М и МО.
- гранитная брусчатка: цена близкая к минимальной по рынку (самые популярные виды камня), срок эксплуатации - 50 лет, средняя стоимость укладки по М и МО.

Решив задачу оптимизации при данных условиях в общем виде, я получил самую низкую стоимость годовой эксплуатации при укладке гранитной брусчатки (плитки). На 15% дороже будет положить качественный вибропресс и на 50% дороже немецкий клинкер. Конкретизация условия задачи позволяет как сравнять стоимость годовой эксплуатации покрытия, так и увеличить его. Поэтому, выбирая материал и технологию для мощения, целесообразно руководствоваться следующими факторами:
- условиями эксплуатации;
- финансовыми возможностями на этапе строительства;
- эстетикой мощения и дизайном.

Факторы приведены в порядке убывания значимости. По практике последнего сезона стоимость мощения под ключ колебалась от 2 000 до 10 000 руб. за м2.

Проблемы рынка укладки тротуарной плитки

В докладе я дал основные заблуждения, ошибки и сложности, связанные с процессом мощения в настоящее время:
• По факту, в настоящий момент нет единого ГОСТа на мощение, учитывающего разнообразие современных материалов и технологий. Такой документ целесообразно разработать и внедрить. Приходится руководствоваться перечнем документов, в которых содержаться отрывочные и в значительной части устаревшие знания по этой области строительства.
• Рынок клинкерной брусчатки крайне безграмотен в вопросах укладки. Менеджеры по продажам не владеют практическими знаниями и дезинформируют покупателей, которые в свою очередь требуют от подрядчиков нецелесообразных действий.
• Недостаточное количество грамотных специалистов по укладке тротуарной плитки и брусчатки.
• Отсутствие образовательных программ по обучению укладке брусчатки, тротуарной плитки, облицовке гранитом.

Заключение

Главный вывод: теперь вы знаете, на чём и как можно экономить при укладке ТП. Конечно, есть ещё масса нюансов, на которых можно сократить расходы. Чтобы сделать экспертный просчёт именно вашей ситуации пишите на почту zakaz@kamneklad.ru или звоните по тел. +7 (495) 215-15-30.

В данном докладе я поделился личным практическим опытом работы на рынке мощения. Хочется, чтобы на российском рынке брусчатки появилось больше предложений, соответствующих требованиям «цена-качество» и подрядчики стали нести ответственность за выполняемую работу.

Работайте с профессионалами! И не путайте опыт и профессионализм.